рассказ про Шниву

Шевролетовская реклама в «ЗаРуле» обещает: «...На этом автомобиле вы уверенно преодолеете серьёзное бездорожье...» («За Рулём» №6 (864) июнь 2003, стр.67). Мягко говоря, это не так. По-моему, на стандартной Шевроле-Ниве лучше не съезжать с укатанной грунтовки. Если же Вам очень хочется ездить на ней по «серьёзному» бездорожью, то мой скромный опыт может оказаться интересным.

О СЕБЕ
Мне 36 лет, женат, сыну 5 лет. Большой начальник в маленькой компании :)) Стаж вождения 16 лет, из них 14 - на "зубилах". Почти два года езжу на Пежо-307, три месяца назад купил Шевроле-Ниву (далее - Шнива). До этого на Нивах никогда не ездил (редко - пассажиром). Впрочем, никогда не пробовал ездить на полном приводе.

ПОЧЕМУ ШНИВА?
Судя по авторушным конференциям, многие убеждены, что человек, находясь в здравом уме, не должен покупать Шниву. Ведь есть 214-я, которая «точно такая же и почти в 2 раза дешевле»! Однако у каждого свои резоны и трёхмесячная очередь на сабж - тому подтверждение. Мои рассуждения представляются рациональными:
1. В семью нужен был второй автомобиль (жена научилась водить);
2. Он не должен был быть дороже 12т (больше не было);
3. Он должен был иметь крепкую подвеску и приличный клиренс, потому что ему надо было ездить по проспекту Энгельса (кто знает это место в Питере - пусть молча смахнёт слезу).
Плюс три эмоциональных дополнения:
1. Я опасаюсь покупать б/у автомобили, т.е. желательно – новый;
2. Старая Нива мне не нравилась шумом, тряской, маленьким задним сиденьем и отсутствием усилителя в рулевом;
3. Kia Sportage просто не нравится, как и всё корейское.

Ясно, что в такие граничные условия попадает только один претендент :))

ПЕРВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Тест-драйв Шнивы не разочаровал. Тихо, комфортно, очень ёмкая подвеска. Из плохого - слабоватый двигатель, нечёткий и тяжёлый рычаг КПП (как потом выяснилось, чёрный список этим не заканчивается). Короче, решение принято: запись, аванс, ожидание почти два месяца, долгое «непопадание» в цвет (я хотел обязательно зелёную). В конце концов - доплата за комплектацию GLS, иначе ожидание грозило затянуться на неопределённо долгий срок.

Далее положительные эмоции чередовались с отрицательными. С одной стороны - новый автомобиль (что всегда приятно), значительно расширившиеся возможности (легко по рельсам и бордюрам в объезд пробок), интересные ощущения по разгону и прохождению поворотов на скользком покрытии (я ещё застал снег и лёд). С другой стороны - генератор, заменённый на второй неделе, свистящий ремень, откручивающиеся поводки дворников, постоянно ломающиеся замки дверей, дрожащие зеркала и ещё куча досадных мелочей.

ШЕВРОЛЕ ИЛИ НИВА?
Я убеждён, что рано или поздно (скорее - рано) каждый обладатель новой Шнивы подходит к необходимости ответить самому себе на вопрос, что же он купил: иномарку или изделие совавтопрома? Его отношение к вечно ломающемуся сабжу в дальнейшем во многом зависит от того, как он себе на этот вопрос ответит.

Первые продолжают скандалить с дилерами, записываются к ним на гарантийный ремонт в многонедельную очередь, ждут детали на замену по 24 дня (так записано в дилерском договоре!), в результате - плохо спят по ночам и теряют в весе :)).

У меня всё было проще. Сравнивая с настоящей иномаркой, обслуживаемой у хорошего дилера (не хочу рекламировать Пежо, но у меня к его дилеру нет ни одной претензии), я сделал для себя простой вывод: Шнива - однозначно «совок», дилер искренне стремится хоть что-то исправить, но с ВАЗом бодаться не в силах. Поскольку число проданных Шнив стремительно растёт, а число дилеров остаётся постоянным, то далее будет только хуже. Поэтому я поступил так же, как в своё время с зубилой: наплевал на гарантию, чинюсь там, где мне удобно и тогда, когда мне удобно. А так же делаю с машиной то, что считаю нужным и не боюсь экспериментировать :))

ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД В ГРЯЗЬ
Наша Шнива, став членом семьи, получила имя Шурик. Так вот. Покатавшись на Шурике по льду, снегу и городской грязи, я с удивлением осознал, что полный привод - это нечто бОльшее, чем мне казалось раньше. Немедленно проснулась тяга к неизведанному.
Знакомство с нивоводами повлекло за собой выезд на первые покатушки. Переобувшись во влипятые, Шурик с двумя Нивами часов шесть барахтался в ручье и лесовозной колее недалеко от города.

Выезд показал, что стандартная Шнива к грязи не готова. Резину следует заменить на грязевую. ВлИ-5 можно рассматривать как неплохую бюджетную замену штатному Баргузину. Она имеет размерность 27” (против стандартных 26”) и спокойно встаёт на Шниву, правда, неимоверно воет на асфальте.
Далее: красивые пластиковые бамперы и изящные округлые бока исключают использование хай-джека. Грязные санд-траки в велюровый салон не положишь, а багажников к Шниве ещё не выпускают. В результате из всего арсенала внедорожных средств остаётся только рывковый трос. Зацепить этот трос - проблема: буксировочные петли утоплены в бампер и прикрутить шакл - работа не для белого человека. Зато штатные проушины, несмотря на свою субтильность, всё-таки держат хороший рывок. Проверено!

Очень интересно организован забор воздуха. Приёмная труба выведена под левую фару на высоте 0,7 метра от земли! Но корпус воздушного фильтра сделан так, что при быстром преодолении брода небольшая порция воды просто вытечет обратно. Если же долго стоять в речке с работающим двигателем, то вода заполнит корпус воздушного фильтра и (уверен, хотя сам не проверял) движок заглохнет прежде, чем вода дойдёт до цилиндров. Двигатель может «нахлебаться» воды только в одном случае – если Вы, заглохнув в глубоком броду, будете настойчиво крутить его стартером.

Согласно техническим характеристикам, Шнива должна быть чуть худшим проходимцем, чем 21Х: она тяжелее на 150 кг, база длиннее на 20 см, а просвет меньше на 2 см. Но первый выезд в грязь на штатной машине показал, что она идёт не хуже своего старшего брата. По крайней мере, в пределах «погрешности измерений» мы не заметили отставания. Главный недостаток: меньшая автономность; Шнива хороша только до тех пор, пока не зароется. После этого нужен трос плюс вторая машина, либо руки товарищей.
Средств «самовытаскивания» у неё нет, увы!

СТРОИТЕЛЬСТВО МИНИ-МОНСТРА
Желание построить из Шурика что-то более серьёзное совпало с приближением Ладоги’03. Великолепная возможность проверить и машину, и задуманные изменения! А задумано (и сделано) было вот что:
1. Поставлена резина BFGoodrich Mud-Terrain 235/75R15 диаметром 29”. Это максимальный размер колёс, влезающих в Шниву без резки арок.
2. Оба бампера сняты. Спереди сварен кенгурин, сзади простая труба. Обе конструкции позволяли хайджечиться и цеплять рывковый трос.
3. На кенгурин установлена электрическая лебёдка Ramsey-5000.
4. Задняя подвеска почти не изменилась, за исключением проставок под штатные пружины и амортизаторы.
5. Передняя подвеска получила новые, более длинные (волговские) пружины и газовые (Плаза) амортизаторы. Под шаровые опоры встали 20-мм проставки. В результате лифтовки и замены колёс клиренс увеличился с 200 до 260 мм.
6. Некие рейки польского происхождения приспособлены к Шнивовской крыше. На них установлен рейдовый багажник с люстрой (4 вперёд и 1 назад). Туда же закидывались запаска, лопата и хай-джек.
7. Воздухозаборник выведен из-под левой фары вверх с помощью обычной сантехнической трубы.
8. Убран катализатор. Это самая низкая точка под брюхом Шнивы, к тому же находящаяся посреди базы и ничем не защищённая. Кроме того, мы боялись нарваться в Карелии на этилированный бензин.
9. Защита оставлена та, что была установлена дилером при покупке как дополнительное оборудование. Этот набор из четырёх листов трёхмиллиметрового железа закрывает картер, передний мост и раздатку.

Строилось это всё у Николая Васильева, при его непосредственном участии. Его «Норд» (то ли сервис, то ли клуб :)) подготовил добрый десяток Нив к трофи- и ралли-рейдам. Какие-то решения подошли от 21-й Нивы, многие пришлось придумывать на ходу.

Задача осложнялась моим требованием обратимости изменений. Это удалось и теперь за час можно вернуть Шурика обратно в «гражданское» состояние (за исключением лифтовки).

И вот «это всё» поехало на Ладогу!

ЛАДОГА ГЛАЗАМИ ШНИВЫ
Шурик был заявлен в категории «туризм». Это значит, что ему предстояло просто пройти (без секундомера) несложные туристические трассы, рассчитанные, согласно уверениям организаторов, на машины в стандартном заводском исполнении.
Туристические спецучастки (СУ) действительно оказались не очень сложными. Но их хватило, чтобы понять слабые места Шнивы и ощутить, что предел прочности такого автомобиля где-то очень недалеко...

Шла машина неплохо. Придётся согласиться с теми, кто говорит, что 50% проходимости обеспечивает голова водителя, 25% - правильная резина, и 25% - всё остальное. Пока я не набрался хоть немного опыта - сажал Шурика очень часто. Но ни разу, вылезая из засад, Шурик не воспользовался чужой помощью, рывковый трос мы так и не расчехлили. Выручала всегда лебёдка. Великая вещь, хотя частое лебежение не красит джипера :)) !

Туристические трассы иногда вызывали скуку. Организаторы не предложили нам ни хороших болот, ни колеи, ни камней, ни горок, ни лесных завалов. Зато были интересными почти все броды. Первый стоил Шурику опоры переднего моста (об этом ниже).

Запомнился брод перед последним лагерем, к которому мы подошли под проливным дождём. Одновременно с нами к нему подкатили выбывшие из зачёта спортсмены на TLC-80 (на 36-х свамперах, бортовой номер 250). Первый турист уже намертво засел в зыбком песчаном дне посреди реки и задерживал спешащих куда-то спортсменов. Бравая восьмидесятка немедленно предложила свою помощь, размотала лебёдку и бодро выдернула Дефендера назад из речки (похоже, даже не нажав на педаль тормоза :)). Затем эти милые ребята предложили нам перетащить нас всех на ту сторону. Мы вежливо отказались и посоветовали им разведать брод, прежде чем лезть в реку. Их штурман ответил что-то типа «нам это ни к чему», после чего этот монстр, взревев мотором, плюхнулся в брод и быстро зарылся там на полметра вниз. Ещё минут пятнадцать мы молча наблюдали как они лебедились, пытаясъ забраться на довольно крутой берег. Надо ли говорить, что после этой титанической борьбы свамперов с песком и глиной, проехать по их колее не было никакой возможности. Пришлось искать новые траектории и провести следующий час под дождём, работая лебёдкой, лопатой и санд-траками.

Кстати, что в Шниве действительно хорошо сделано – так это печка. Требовалось не более двадцати минут, чтобы высушить на себе насквозь мокрую одежду.

На пятый день нивоводы, расстроенные очередным «асфальтовым» СУ, нашли на карте интересную дорожку и ломанулись туда на трёх машинах. Этот СпецСУ запомнится нам надолго! Именно там я вмял три двери и погнул лонжерон, но испытал огромное удовольствие от дороги (точнее, от её отсутствия). Обозначенная на карте дорога не использовалась, наверное, с войны (судя по толщине сосен, растущих посреди колеи). Постоянно приходилось искать объезды через лес, и здесь проявился недостаток длинной базы. Там, где 21-я вписывалась в траекторию между деревьями – мне не удавалось, несмотря на усилитель руля. Пару раз переставлялся хай-джеком, пару раз, не рассчитав, ложился дверью на дерево. Двери оказались очень мягкими :((. До конца задуманного маршрута мы так и не дошли. Но несмотря ни на что, это было лучшее приключение Ладоги!

Сильно не хватало крутящего момента и бОльшего передаточного отношения. Первая пониженная при 29-х колёсах не обеспечивала прохождение засад "ползком внатяг". Приходилось играть педалями газа и сцепления, поэтому колёса быстро срывались в букс. Наверное, это можно решить заменой главных пар на 4,44. Жду, когда кто-нибудь предложит чип-тюнинг для Шнивы с повышением момента на низких оборотах.

Необходимо ставить камеры в колёса. На бескамерной резине мы стравливались не ниже 0,8 и уже при этом давлении на вывешенном колесе покрышка болталась на диске (но ни разу не разбортировалась, что удивительно).

ЧТО ЛОМАЛОСЬ?
Первая (и последняя) серьёзная поломка произошла на второй день при преодолении каменистого брода. Попытка враскачку рывками проскочить неслабые валуны - привела к поломке опоры переднего моста. В Шниве, в отличие от старой Нивы, передний мост не подвешен к двигателю, а опирается через сайлент-блоки на переднюю балку (2 точки спереди) и на стабилизатор поперечной устойчивости. Вот эта последняя опора, выполненная из силумина, и ломается при превышении нагрузок на трансмиссию.

Выглядит это так: резкий металлический удар снизу, после чего - грохот переднего кардана, молотящего при движении по стабилизатору.
Кардан мы сняли и на заднем приводе поехали обратно в Питер, благо ещё были недалеко. После мозгового штурма в Норде было решено новую деталь не искать, а заменить на швеллер, что и было сделано. Решение оказалось правильным - самодельная опора дошла до финиша Ладоги и до сих пор прекрасно себя чувствует.

Остальные поломки были несущественными. Пришлось подваривать домик переднего амортизатора, менять ремень генератора. Кстати, ремень рвётся абсолютно бесшумно, лампочка зарядки НЕ загорается и проблему выдаёт только стремительно уходящая вправо стрелка температуры ОЖ (ремень генератора приводит так же и помпу). Очень важно этот момент не пропустить :))

Уже по возвращении выправляли вмятины на дверях, чинили замок задней двери и покупали новые боковые зеркала (не шнивовские!). Родные предпочитают не складываться при контакте с веткой, а ломаться, причём эта особенность заложена в их конструкцию.

СУХОЙ ОСТАТОК
Что в итоге? Шнива - не сильно хуже 21-й старушки ведёт себя в грязи. По крайней мере в колонне старых Нив держится бодрячком. Если же вбить в неё дополнительные 2-3т $, то можно довольно уверенно чувствовать себя на не слишком тяжёлых дорогах. Вот только - надо ли это? Ведь за итоговые 12-14 т можно взять дизельную TLC, которая кроет Ниву как бык овцу по всем параметрам :((

В общем, Шнива показалась не очень надёжной и прочной машиной. Ей противопоказаны трассы сложнее «туризма» (впрочем, 21я недалеко ушла). Наблюдая, какие препятствия штурмовали спортсмены на рамных дизельных монстрах, я отдавал себе отчёт, что Шурик там умер бы на первых метрах. Нивы - это машины для несложных покатушек с последующим поеданием шашлыков.

Если же кто-то решится ездить на Шниве по тяжёлым дорогам, то рекомендую следующий минимальный пакет: одеть ВлИ-5, расстаться с пластиковыми бамперами, поднять воздухозаборник и возить с собой запасную опору переднего моста.
Остальное - по вкусу и кошельку...

Используются технологии uCoz